Кроме того, для участия на сцене гипнотизёр отбирает только тех зрителей шоу, которые предварительно прекрасно прошли самые сложные проверки на гипнабельность, то есть обладают от природы высочайшей внушаемостью, например, тест сцепленных рук. Ну и наконец, согласие подняться на сцену, по сути своей, является осознанным или полубессознательным разрешением себе делать на ней то, чего ожидаешь сам и что ждут от тебя гипнотизёр и публика — а именно, беспрекословно подчиняться. И не надо забывать о давно уже описанном эффекте «подыгрывания», тем более что сцена предназначена для ролевой игры.
Отсюда же берутся удивительные истории о существовании «феноменальных» людей, которые умеют моментально «погружать» в гипноз одним взглядом или прикосновением, например, В. Мессинг, который был гениальным артистом-эстрадником, в чём, собственно, и заключался его «дар». На самом деле, любой более или менее опытный гипнолог умеет делать то же самое. Но, ровно так же, как и те окутанные ореолом таинственности «феноменальные» гипнотизёры, он может это проделать только с небольшим контингентом крайне гипнабельных людей, которые отбираются на шоу, обучающем гипнозу тренинге, или, например, в клинике при помощи тестов, либо с уже «натренированными» на быстрое погружение субъектами. Разница лишь в том, что, когда речь идёт о публичных «магах» и «волшебниках», внимание изумлённой публики само собой или же намеренно приковывается только к самым впечатляющим случаям и пропускает всё менее интересное. Тем самым формируется впечатление, что эти гипнотизёры с «феноменальными возможностями» могут проделать такое с каждым встречным. Однако, впечатление — впечатлением, а факты — фактами, и хочется верить, что достигнутый результат, а не эффектный эпатаж является критерием истины.
Несколько схожим с феноменом эстрадного гипноза является цыганский гипноз. Правда, цыганки отбирают в жертвы очень восприимчивых людей не в зрительном зале, а в толпе: излюбленные места их деятельности — это вокзалы, рынки и многолюдные площади. При этом тестом на гипнабельность являются первые слова обращения цыганки к человеку. И если она видит заинтересованность в речи, мимике, взгляде человека, который таким образом выражает веру в её сверхспособности (предсказание, приворот и пр.), то этим она получает не только положительный ответ на тест внушаемости, но и согласие на проведение дальнейшей процедуры. И как ни странно, сама процедура и исполнение внушённых действий происходят не против воли жертвы, а с её согласия. То есть, принципиальное согласие на принятие и исполнение внушения есть у жертвы как до транса, так и внутри него. Человек действует по указке цыганки в гипнозе, будучи согласным, не сопротивляясь внушениям и искренне полагая, что получит что-то для себя очень важное за счёт «сверхъестественных» манипуляций ворожеи. Таким образом, даже в этом мистифицированном виде гипноза нет никакого принуждения и паралича воли. Другими словами, обманут будет с использованием гипноза тот, кто может быть обманут и без него. Транс создаётся цыганкой не с целью принуждения человека к действиям, которые он не выполнил бы без транса, поскольку это, как уже было указано, невозможно, а, по всей видимости, для ускорения получения желаемого и создания амнезии на происходившее. Последнее необходимо цыганке, чтобы жертва, обнаружив, что была обманута, не смогла обратиться за помощью в правоохранительные органы. Поэтому способом защититься от цыганского гипноза является ваше принципиальное и изначальное сознательное несогласие на то, чтобы покупать неизвестно у кого непонятно что.
Гипноз, используемый с целью решения психологических проблем и лечения, своим контекстом отличается от двух вышеописанных «удивляющих» и мистифицированных его видов. Гипнолог не отбирает себе из толпы исключительно самых податливых субъектов, а пытается ответить на запрос каждого обратившегося. У всех людей гипнабельность разная, и у большинства она средняя — по закону нормального распределения. Поэтому «чудеса» в практике возможны, но отказывать в помощи большинству из всех нуждающихся, с которым не будет ничего столь эффектного и «магического», сколь бывает у сверхгипнабельных людей, было бы негуманно.